В далекие времена жил вблизи поселка Алга один бала по имени Илек. Однажды Илек охотился у озера. И вдруг увидел огромного беркута – летит, а в лапах что-то блестящее и продолговатое несет. Бала тут же натянул тетиву лука, и стрела, подобно молнии, сразила хищника. Падая, тот обронил в волны свою ношу.
Вглядываясь, Илек увидел рыбу. Поплыла она к нему и заговорила голосом человека:
– Рахмет тебе, добрый бала! Ты меня от смерти спас.
Илек изумился: «Рыба, а говорит?! Не ослышался ли я?» И он стал глядеть по сторонам. А рыба его мысли угадала:
– Нет, бала, ты не ошибся, это я была у беркута в когтях.
– Да кто ты такая? – спросил удивленный Илек.
– Я дочь великого владыки Каспия. А за то, что ты спас мне жизнь, будешь отныне, бала, моим названым братом. Здесь, на чужбине, умру с тоски по родине.
– Как же ты в такую беду-то попала? Где твоя родина?
– Я жила в голубых покоях моего родного батюшки Каспия. Хороша моя безбрежная морская родина, вольны её могучие просторы. Каждый год заплывала я в гости к своему дяде Яику. Неохотно отпускал меня мой батюшка, все наказывал: будь осторожна. А я после долгой разлуки так обрадовалась встрече с Яиком, что забыла о наказе батюшки. Так я и попала в когти крылатого колдуна. Он по приказу старика Суховея выследил меня и выкрал. Но ты меня спас.
– А кто такие Каспий и Яик? И как можно их найти, чтобы спасти тебя, – расспрашивал бала.
– У тебя доброе сердце, брат. Но спасти меня очень трудно. Путь-дорогу к морю Каспию и реке Яику можно узнать у старых людей, а вот пробиться к ним не каждому дано.
– Я все сделаю чтобы помочь тебе!
– Коли ты вправду желаешь мне добра, никому не сказывай что видел меня. Но ты, я вижу, добрый, смелый и на слово верный. Иди домой, а как захочешь меня увидеть, то придешь и подашь голос: «Моя названая сестра, дочь моря Каспия» – и я тут же приплыву к тебе. А сейчас прощай. Мне еще надо залечить свои раны.
Рыба, шевельнув хвостом и оставив круги на воде, ушла в глубь озера.
А Илек с того дня потерял покой, стал спрашивать и выведывать у стариков, где находится Каспий и Яик. В поисках знающих людей Илек объезжал аулы и кочевья, пока не повстречался с одним аксакалом, который рассказал, что когда-то в молодости в разыгравшуюся бурю заплутался со своим скотом в степи и только через одно полнолуние увидел людей у большой реки с названием Яик.
– И сказывали мне, – продолжал старик, – что течет этот бурный Яик до самого моря Каспия. А если хочешь поглядеть на него, то иди вслед за солнцем от полудня до самого заката, и на пятый день пути осветит оно своими лучами седую реку.
Когда Илек подъехал к озеру, его охватило волнение перед встречей с таинственной кыз-балык. Но солнце сияло весело, радостно, и ветерок тихо и нежно шелестил молодые поросли камыша, куги и осоки, как бы подбадривая его.
– Я пришел к тебе, моя названа сестра, дочь моря Каспия! Произнес он эти слова – поверхность озера всколыхнулась и кыз-балык, высунув голову, ласково поприветствовала его:
– Сала-магалейкум, названый брат Илек. Вижу по твоему лицу, что ты чем-то встревожен.
– Как же мне не печалиться? Узнал я дорогу к реке Яик. Но ведь туда на добром коне езды не меньше пяти восходов солнца и все степью, а на пути говорят, нигде нет ни капельки воды. Мне ж без воды не переправить тебя на Родину!
– Ты прав, и я тебе говорила, что путь очень труден. Но вчера вечером утка-широконоска рассказывала, что мой дядя Яик поклялся спасти меня. Разгневанный, он грозит размыть песчаный берег Суховея и затопить его владения, чтобы вернуть меня домой. Да и мой ата послал мне на выручку доблестных воинов-тучи и ветры. Они обрушат страшные ливни. А тебе, добрый Илек, чтобы помочь им придется побороться с сыпучим драконом степей, чтобы собрать всю воду в единое русло и направить его навстречу моему дяде Яику.
Как услыхал Илек, что есть надежда спасти сестру-Осетру, сердце у него жаворонком взлетело к небу и затрепетало от радости. И он ответил ей: «Я на труд не ропщу, я сам его ищу».
– Хорошо ты сказал, а теперь за дело…
Илек уже несколько дней и ночей без сна и отдыха бился с темными силами, которые ему преграждали путь к Яику.
Султан степей Суховей, когда узнал, для какой цели неугомонный бала так усердствует, бросился на Илека вихрем.
Прибежала мать Илека и умоляла сына бежать, но Илек ласково обнял её и крикнул сквозь ветер:
– Я не могу бросить в беде названую сестру.
Последние слова сына мать не расслышала: слепящим огнем полыхнула молния и ударил такой гром, что земля содрогнулась, а с неба обрушился ливень. Илек с удесятеренной силой набросился на заклятого врага-сыпучего дракона, стал неистово бить, рвать и разбрасывать по сторонам его песчаное тело. Тем временем проливной дождь заполнил все низины и овраги водой, которая неудержимым потоком устремилась на помощь отважному Илеку.
Но Суховей не сдавался. Он, злобно хрипя, перемешался с паводком и стал оседать на прорытых богатырем Илеком скалистых перекатах, закрывая наглухо все выходы и входы. Тут пленница в изнеможении заметалась и вскричала о помощи. Разгневанный Яик услышал голос своей любимицы. В неистовстве он прорвал берег, неудержимо ринулся в степь и стал с рокочущим клокотанием вгрызаться в затвердевший хребет Суховея, пробиваясь к Илеку.
Не выдержал Суховей. Израненный, отступил в пустыню, но поклялся отомстить Илеку. Яик уже держал в своих водах прекрасную кыз-балык.
Илек стоял на берегу. Радостно ему было, что спас он любимую сестру, но горькая кручина от предстоящей разлуки с ней все сильнее сжимала его сердце.
По берегам реки, проложенной неутомимым балойИлеком, поселились люди. Но тут отдохнувший Суховей опять взялся за злое дело, стал засыпать реку песком и иссушать её.
Батыр Илек, позабыв про усталость, бросился в обмелевшее русло, чтобы не на жизнь, а на смерть схватится с врагом, но его окликнула названная сестра:
– Погоди, дорогой брат, торопливостью делу не поможешь, а только все испортишь. Я дам тебе бессмертную силу, и тогда ты сможешь одолеть султана Суховея.
– Скорей дай мне эту чудодейную силу, – радостно крикнул Илек.
После этих слов батыр почувствовал, как его подхватил мощный поток, и он отдал ему свою неутомимую волю и сердце.
С тех пор течет буйный Илек, беспрерывно борясь с темными силами Суховея.
Николай Цибизов, село Илек.