Недавно ушел из жизни Михаил Геннадьевич Шамшурин, врач, руководитель областной системы здравоохранения («облздрава») в начале сложнейших и трудных 90-х годов прошлого века. Его труд на должности ответственного лица за здоровье и жизнь земляков заслуживает того, чтоб рассказать о нем – враче и руководителе.
Михаил Геннадьевич после медицинского института работал в Красногвардейском, а потом в Первомайском районах, где вначале стал главным врачом Центральной районной больницы, потом заместителем главы администрации района по социальным вопросам.
После этого он работал в управлении здравоохранения Оренбурга и был приглашен на работу в облздравотдел.
Чтобы оценить проблемы, стоявшие перед здравоохранением в то время, следует напомнить, что тогда происходило. Ранее существовавшая жёстко централизованная система управления здравоохранением была разрушена. Ликвидирована система централизованного снабжения лечебных учреждений медицинским оборудованием и медикаментами. Федеральное министерство не успевало адекватно реагировать на происходящие изменения. Нормативная база, регулирующая деятельность здравоохранения, устарела. Минздрав России управлял только федеральными клиниками, местные региональные управления здравоохранения регулировали деятельность государственных лечебных учреждений, то есть областных больниц. Вся структура здравоохранения, оказывающая первичную медицинскую помощь, подчинялась муниципалитету. Таким образом, здравоохранение городов и районов управлялось главами администраций муниципальных образований, которые возглавляли учителя, строители, бывшие фермеры, промышленники…
Такой порядок управления привело многие больницы в кризисное состояние. Отсутствовали медикаменты, в том числе жизненно важные, не было таблетированных сахароснижающих препаратов, инсулинов, цитостатиков, антибиотиков, лекарств для лечения орфанных заболеваний. Появившиеся инсулины коммерческих фармацевтических предприятий имели большое количество различных осложнений из-за наличия в них балластных веществ. Практически во всех больницах была огромной кредиторская задолженность, нечем было кормить пациентов, не хватало перевязочных средств, нарастал износ оборудования. Снижалась доступность медицинской помощи населению. Повсеместно отмечалась задолженность по зарплате, иногда многомесячная. Появились неслыханные ранее забастовочные движения медицинских работников, голодовки.
Нарастало недовольство населения. Особенно остро ощущались проблемы на селе, где ко всему прочему, исчезло транспортное сообщение между сёлами и районными центрами. На место государственной системы лекарственного снабжения пришла частная, которой экономически было невыгодно открывать свои структуры в малочисленных поселениях.
Татьяна Савинова, вице-губернатор по социальной политике-министр здравоохранения области:
«Михаил Геннадьевич возглавлял областное здравоохранение в самые сложные, 90-е годы прошлого века. В это время заново выстраивалась система здравоохранения. Сама работала врачом в 90-е – это задержка зарплаты, нехватка медикаментов, продуктов. Порой были вынуждены готовить суп из щавеля и крапивы для пациентов. Было много трудностей. И то, что Михаил Геннадьевич выстоял, мог развивать здравоохранения области, говорит о его невероятной ответственности, прежде всего, перед людьми.
Мы должны помнить о нем не только как о руководителе фтизиатрической службы, но, в первую очередь, как о руководителе областного здравоохранения. Благодарна Сергею Гавриловичу Жукову за воспоминания о Михаиле Геннадьевиче, которыми он поделился с жителями Оренбургской области».
Главное управление здравоохранения, которое пришел возглавить Михаил Геннадьевич, отвечало за состояние здоровья всего населения области, а реально руководило только областными учреждениями, которые финансировались из областного бюджета и средств ОМС. Муниципальное здравоохранение финансировалось муниципалитетами и средствами ОМС. Одномоментный переход на экономические рычаги управления и отношений привели к тому, что областные медицинские организации перестали курировать муниципальное здравоохранение, заниматься вопросами преемственности оказания медицинской помощи из-за отсутствия финансирования данного вида деятельности.
В таком состоянии принял Михаил Геннадьевич свой пост. Необходимо было срочно заниматься антикризисным управлением по всем разделам. Одной из первых задач деятельности он считал необходимым создание фармкомитета, на который возлагались надежды восстановления структуры государственного обеспечения лекарственными препаратами медицинских организаций и населения. Была создана и оснащена уникальным импортным оборудованием контрольно-аналитическая лаборатория. Она перекрыла канал поступления в область контрафактной и некачественной лекарственный продукции, наладила обеспечение медучреждений и населения необходимым препаратами.
Через самое тесное взаимодействие по всем вопросам с тогда самостоятельной структурой областного подчинения – Областной лицензионно-аккредитационной комиссией медицинской и фармацевтической деятельности администрации Оренбургской области удалось восстановить вертикаль управления всеми медицинскими организациями через приведение их в полное соответствие с лицензионными требованиями.
Были отработано распределение потоков пациентов между районами по профилю заболеваний, созданы межрайонные центров оказания медицинской помощи. В основном они располагались в крупных городах области с хорошо развитым здравоохранением. Стали постоянными выезды областных специалистов на места, работа комплексных бригад в территории с конкретно поставленными для них задачами. Внедрили систему оказания акушерско-гинекологической помощи, в первую очередь регламентировали медицинскую помощь беременным, с обязательной досрочной госпитализацией их при наличии патологии в областные и межрайонные перинатальные центры с развитой неонатальной службой. Это способствовало существенному снижению материнской и младенческой смертности в области.
Михаил Геннадьевич упорно занимался созданием областных медицинских целевых программ для привлечения дополнительного финансирования и межведомственного взаимодействия. Например, по улучшению оказания медицинской и иной помощи пациентам, страдающим сахарным диабетом, медицинскому и социальному обслуживанию ветеранов войн и приравненного к ним контингента. Под его руководством была разработана и реализована программа по развитию кардиохирургической и рентгеноангиохирургической помощи населению.
Он обладал даром формирования команды единомышленников. Умел слушать и слышать дельные советы. В Главном управлении здравоохранения области создали механизм жесткого контроля за порученное дело. Первому заместителю Михаила Геннадьевича помимо прочего вменялось в обязанность еженедельно контролировать исполнение поручений службами Главного управления здравоохранения области и согласование планов их работы на следующую неделю. Все управленческие решения принимались с обязательным указанием лица, ответственного за его исполнение, и срока контроля исполнения.
Михаил Геннадьевич разгрузил больницы от излишней, порою дублирующей, никому не нужной отчётности, сведя их до разумного минимума. Никто из сотрудников Главного управления здравоохранения области не мог запрашивать какую-любо информацию из лечебно-профилактических учреждений без одобрения этого запроса его заместителями.
Михаил Геннадьевич принял здравоохранение области в кризисном положении и передал его к окончанию полномочий губернатора и его команды в рабочем, стабильном состоянии.